Многогранная тайна искусства

Ольга Смирнова
Искусство пробуждает тайну, без которой мир не захочет существовать.
(Рене Магритт)
Искусство – это как и Жизнь – не до конца раскрытая Тайна. Тайны искусства, как и тайны жизни не раскрываются публично, а исключительно каждой отдельной личности, её сердцу и разуму. Но все-таки тайна при этом остаётся тайной, так как невозможно выразить полностью то, чем наполнены сердце и разум. Гёте называл искусство Посредником того, что нельзя высказать. Наше сознание может лишь сообщить другому о присутствии Тайны, которая в свою очередь раскроется этому другому также тайно и глубоко лично. Поэтому каждая личность несёт в себе свои тайны, оставаясь при этом скрытой для других и продолжая оставаться особой и непохожей на все другие личности. Даже если и черпает из общего источника. «Искусство – по словам одного из художников-сюрреалистов – не подвластно психоанализу, это всегда тайна».
     Альбер Камю называл способность творчества великим даром природы, а сам акт творчества  «души творящей» - великим таинством. Минуту творчества он называл минутой великого священнодействия.
    Трудно современному человеку, например,  проникнуть в тайны художественного творчества наших далёких предков и понять, что же скрывалось за образами их поразительного по разнообразию и совершенству искусства, какие тайны мыслей и чувств зашифрованы в них. Остаётся лишь надежда разгадать эти тайны. А нужно ли?  Нужно, так как внутренняя природа человека становится богаче и сильнее, когда он смело раздвигает горизонты, обращаясь к неизведанному. «Без искусства – говорил греческий философ Еврипид – не может быть истинной жизни».
    Искусство Нового времени культивирует всячески эту неистребимую тягу человека к неизведанному, к восхождению на высоты человеческого духа, к его раскованности и подвижности, великую страсть к расширению своих границ. Именно благодаря этим свойствам искусство и смогло стать Панорамой,  которая отразила и выстроила цепочку последовательных  открытий человека в истории последних двух тысячелетий.
    Для одних Искусство – это проповедь, а для кого-то – исповедь. Кто-то рисует только потому что жизнь обязывает их что-то делать. Для других же искусство – это Призма, отражающая действительность стилей и эпох, для кого-то искусство – это Красота. И в отличие от других продуктов человеческой деятельности оно должно быть отмечено непременно нездешним светом красоты. В этом и состоит его тайна. Аристотель называл символом искусства Свет,  –  это риза блаженных – говорил он. А красоту он называл первым лучом этого небесного света. Действительно, ни одно из гениальных произведений не основывалось на ненависти или презрении. Немецкий философ Шеллинг, например, считал, что своим возникновением искусство обязано исключительно Вдохновению, так как оно является тайной творчества гениев.
Искусство можно назвать и нерастраченной Энергией, рождающей художественную реальность с её недосказанностью благодаря языку символов, намёков и мерцающих ньюансов. Это художественное иносказание, оставляющее люфт для интуиции и домысливания. В этом и есть его Тайна. 
    Искусство – это свойства языка, новые связи между словами и вещами, которые обычно игнорируются в повседневной жизни. Мы можем смотреть на картину и прислушиваться к ней, вопрошать её или ждать ответа, мы можем мечтать вместе с ней, а может и спорить.
В основе всех вещей лежит Любовь – так считали древние греки. Дочь горшечника Дибутада увидела однажды на стене тень своего возлюбленного и кинжалом обвела его профиль. Благодаря этому рисунку отец её изобрёл стиль росписи, украшающей греческие вазы.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр  называл искусство волшебным ключом, открывающим потайную дверцу, а творческого человека – магом, сверхчувствительным сущестом, способным порождать нечто, воздействующее на других людей. Возникло даже целое течение под названием «магический реализм», который один искусствовед назвал  «зеркалом без серебра и ртути, без вредных привычек и мрачных снов».
    Искусство неисчерпаемо как сама Жизнь. Это уголок мироздания, где происходит вечная борьба между Красотой и Страданием, бунтом и согласием, мукой одиночества и раздражением толпы. Это нераскрытая Тайна с грандиозной траекторией движения человеческого духа.
Смирнова Ольга