Искусство – «многозвучный, безупречный сплав»

Ольга Смирнова-Яценко
Куда сольются наши судьбы и надежды» - так написал однажды "Гамлет ХХ века" Борис Пастернак. Чем бы ни занималось искусство – живописью, скульптурой, моделированием одежды, гастрономией, музыкой, архитектурой, танцем – это многозвучный сплав, стремящийся «Воссоздать невозможное, Осознать непонятное, Обуздать нереальное, Одолеть неподъёмное, И объять необъятное! » Искусство вдохновляет и формирует нас. Искусство многое может: возбуждать чувства, укреплять человеческий дух, стимулировать поступки. Дартаньян, например, оказал гораздо больше влияния, чем весь генералитет французского генштаба. Искусство – это «арена смерти и любви» по определению средневекового поэта , где есть и стальной клинок, и красный плащ, и боя жар, и рёв толпы, где сжигаются мосты и рвутся нити судеб......Это самореализация и честолюбие наконец.
    Искусство – это один из способов моделирования реальности, постижение внешнего мира, осмысление бытия. Искусство – это изменённая реальность, существующая вне времени и пространства: «Скажите кто-нибудь, какой сегодня век? А, впрочем, все равно... - И наглухо портьера» /Б.Пастернак/. Или как у Блока: «Прошлое страстно глядится в грядущее.»

    Для Пабло Пикассо «Искусство – это ложь, ведущая к правде» ; сам того не ведая, вторит ему современный поэт, художник, архитектор и музыкант Владимир Мальчевский : «Не верь Искусству – веруй в Естество. Сумей поверить в то, что не теряют... – (тебе тебя давно не доверяют); в нём логика царит и мастерство».
    У Александра Блока Искусство – это «ноша на плечах», называемая Жизнью «в мимолётных мелочах». Для другого поэта – это «Тотальный мир под диктатурой чувств. Но в том и суть – что здесь о разном плачут...»
    Искусство – это воздействие на чувства. Есть искусство , которое не имеет ни содержания, ни формы , а рождает лишь настроение и ощущения. Это как у Лермонтова: «Есть речи - значенье темно иль ничтожно, но им без волненья внимать невозможно. Не встретит ответа средь шума мирского из пламя и света рождённое слово.» Пикассо любил повторять, что «художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Поэтому для художника важны его чувства и переживания, но только те, которые завоёвывают его и вырываются из глубин души, оказывая огромное положительное воздействие на психическое и физиологическое состояние человека, которое Аристотель назвал «катарсисом» /очищением/. «Бессмертна только достоверность чувства» - уверен один из современных поэтов.
    «Святое назначение Искусств – подбрасывать философам задачи». Действительно, Искусство – это материя достаточно сложная и напрасно пытаться найти в ней простые и однозначные ответы, оно имеет сложнейшую природу. Каждый истинный художник имеет свою цель и перед каждым неумолимо встаёт задача найти своё место и понять своё время в его могучем потоке, уловить яркие, новые черты эпохи. Одним словом, любому Мастеру необходимо разгадать тайну сфинкса – огромного и неведомого, того лика, которого порой вблизи не разглядеть. А время властно и беспощадно требует от художника своих решений, так как воздух современности тревожит его сознание и заставляет звучать струны души. Порой открытие новых явлений в искусстве – это риск, но именно такова цена истинных ценностей культуры с огромным напряжением, житейскими потерями, невзгодами и суровыми жертвами.
    Для одних искусство – это попытка сброса излишней энергии. Для других – это убежище от чудовищных реалий жестокого мира. Как у Бориса Булатова: «И прокатилась жизнь катком по мне...». Это воображаемый мир, в котором каждый ищет то, что больше всего нужно именно ему. Влюбленный читает и смотрит кино про любовь, офицер читает биографию воителей и военные мемуары, а кто-то наслаждается бурными страстями бесконечных сериалов о чужой семейной жизни.
    Искусство имеет и психологическую функцию. Большинство исследователей утверждают, что основной функцией искусства является его эстетическое воздействие на личность человека. Например, Шекспир был гениальным психологом и по его произведениям можно даже изучать психологию. Доктор Кеннет Хиттон тщательнейшим образом проанализировал некоторые произведения знаменитого мастера и пришел к выводу, что современные врачи, хорошо зная творчество Шекспира, смогли бы легче и быстрее диагностировать истинные причины плохого самочувствия пациентов. Он считает что «Гамлет», «Король Лир» и «Ромео и Джульета» могли бы стать своего рода пособием по выявлению неадекватного поведения и психологических заболеваний. Другие исследователи также пришли к выводу, что Шекспир настолько мастерски изображал физические симптомы глубокого эмоционального расстройства своих героев, что врачам не помешало бы ознакомиться с творчеством писателя, для того чтобы лучше понять взаимосвязь между разумом и телом.
    В конце концов Искусство – это просто наслаждение Красотой, это утверждение Красоты, это Чудо, это – Радость, наконец. Как у Маргариты Алигер : «По всей земле, во все столетья, великодушна и проста, всем языкам на белом свете всегда понятна Красота. Хранят изустные творенья и рукотворные холсты неугасимое горенье желанной людям красоты».
    Искусство – это приближение к Творцу и оно вечно. Миры кончаются. Искусство – нет. «Жизнь коротка, Искусство – вечно» - утверждает древнегреческий мыслитель Гиппократ. И Гёте в своей трагедии «Фауст» вторит ему, утверждая что творения искусства, духа и ума человеческого, плоды его рук живут вечно и тем самым хранят память о своем творце. Мастер живёт в своих творениях. Чего стоит только «Портрет Дориана Грея» блестящего эстета и драматурга Оскара Уайльда! Дориан Грей умирает, а портрет становится прежним , пережив своего создателя и тот идеал красоты, с которого было создано. Он никогда не канет в неизвестность и навсегда останется олицетворением бессмертного, вечного искусства.
    «Человек стремится к Свету, человек стремится к Красоте, человек стремится к Богу. Бог и есть Свет и Красота..... Нашедший Красоту находит и Бога в себе, хотя может быть в этом не признаётся даже самому себе....Есть Путь сочетания и объединения двух: религии и искусства, религии и науки, искусства и науки или даже всех трёх – религии, искусства и науки. Такой Путь есть почитание Бога во всех проявлениях жизни, почитание Света. Но мы знаем, что почитание Света есть Культура». /Олег Чеглаков, председатель Общества Этики и Культуры им. Н.К. Рериха/.

Когда среди развалин глиняных,
         в их неумолкшей тишине,
              зову я встречного по Имени –
                    лишь эхо отвечает мне.
И, прозревая выси горние,
         в грязи и муках бытия
             бреду чрез заросли и корни я
                     в Обетованные края.
                                                /Игорь Древлянский/
Специально для RussianArtinSacramento.com