Ольга Смирнова-Яценко |
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Н.Гумилёв
Возможно ли себе представить искусство вне религии? Трудно. Искусство и религия связаны между собой давними и глубокими корнями, хотя и отношения эти всегда были непростыми. «Искусство — величайший дар Бога человеку. Творец, Создатель, Художник, Бог вложил в Свой «образ и подобие», человека, частицу Себя — Свою способность к творчеству, предназначил на роль Своего «соавтора». (академик, искусствовед и художественный критик М.Чегодаева).
Многие картины, представленные в любом художественном музее мира просто непонятны без знакомства с библейскими сюжетами. Анна Ахматова была глубочайше убеждена, что искусство религиозно по природе своей и «никогда ничто, кроме религии, не создавало искусства». Теологи, например, считают, что вера в священное возникла раньше искусства, хотя у светских учёных обратное мнение. Для Ф. М. Достоевского, например, «в Библии были заключены все характеры». На протяжении двух тысячелетий сюжеты и герои священной истории продолжают вдохновлять писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень красивое определение поэзии дала Марина Цветаева: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли».
Стремление донести высокую красоту и вечные истины объединяло выдающихся художников разных стран и столетий. Микеланджело Буонаротти и Рафаэль Санти, Карл Брюллов и Виктор Васнецов, Илья Глазунов и Сальвадор Дали, Паоло Веронезе и Николай Ге – все эти великие мастера кисти посвящали библейским сюжетам многие из своих работ. «Нельзя быть гением в творчестве и нулём в религии. Справедливо и обратное утверждение: нельзя быть гением в религии и нулём в творчестве» - именно так считала Анна Ахматова.
Рубенс "Непорочное зачатие" |
Хорошо известно, что авторы великих произведений и искусства, и литературы вдохновлялись не только библейскими сюжетами, но и религиозными чувствами. Искусство с давних времён было непременным компонентом культовых действий. Иконопись, например, является одним из наиболее известных образцов церковного искусства. По словам русского философа
Е.Трубецкого «Иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства..» Всем нам хорошо известны художественные шедевры древнерусских иконописцев, вошедшие в золотой фонд мировой культуры.
"Троица" А. Рублев |
Российский философ и религиовед Лев Митрохин считает, «что религиозные верования — это реальные, земные переживания людей, а поэтому одной из форм их выражения становится искусство». Хотя некоторые искусствоведы и полагают, что религиозные компоненты как бы сковывают художника и этим самым омертвляют искусство.
Иван Крамской считал свою картину «Христос в пустыне» итогом своих многолетних исканий, глубоко выстраданной и написанной «слезами и кровью». «Картина моя – писал он – расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой..» Но несмотря на это Крамской считал это полотно памятником «действительно пережитого человечеством психологического процесса». Целое десятилетие вынашивал он этот сюжет: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье - пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?"
Христос в пустыне |
Грандиозное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» стало жизненным подвигом художника, где нравственное возрождение человека, его преображение в результате божественного и возвышенного служат основным содержанием. Он так писал: «Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророка, я остановился на Евангелии от Иоанна. Тут на первых страницах увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, и, наконец, лично представить Его. Сей последний момент выбираю предметом картины моей».
Явление Христа народу |
Но вовсе не обязательно великие религиозные художники были стойкими верующими. Караваджо, например, создававший своих гениальных Иисусов, был весьма скандальной личностью, и даже однажды обвинялся в убийстве. Рубенс же, напротив, был очень благочестивым человеком и с огромной радостью и энтузиазмом брался за создание религиозных заказов. Наиболее ярко и полнокровно он проявил себя именно в религиозной и мифологической живописи. Черпая вдохновение из языческих источников, он придаёт новый масштаб христианским темам, и такое вот слияние классических и христианских образов вдохновляло и приводило в восторг его современников. Прежде ни один художник не мог добиться ничего подобного.
Самые глубокие и выстраданные полотна Николая Ге исполнены психологического напряжения и имеют религиозную тематику. Усердный последователь морально-этического учения Льва Толстого, Ге был захвачен благородной целью любви к людям и служения народу, которая пересекалась в его сознании с идеей жертвенности Христа. Его картина «Распятие» была последней работой великого Мастера и самой любимой его работой, которой он отдал много лет своего труда.
Распятие |
Современный российский художник Николай Мухин, расписавший 12 храмов по всей России и в чьём творчестве мучительно борются «свет и тьма, дух и плоть» считает что «Атеистическое , бунтарское искусство – это вызов обществу, а не вызов Богу. Господь выше... Культура не может существовать отдельно от Бога. И очернение лишь усиливает просветление...»
"Торжественное одиночество" Николай Мухин |
Гениальный образ «соразмерности» человека и Бога мы видим в одной из фресок Сикстинской капеллы «Сотворение Адама». Доктор искусствоведения Мария Чегодаева так пишет: «Адам создан Богом из праха земного — его тело тяжким грузом приковано к земле, но Бог-творец в своём стремительном полёте простирает перст к руке Адама — этот жест зримо воплощает слова Ветхого Завета: и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Адам оживает, его взор обращается к Богу, рука тянется навстречу Божественной руке — мы буквально видим, как между пальцем Бога и пальцем Адама пробегает ток… На наших глазах поднимается из праха Человек, прекрасный телом и духом — во всём подобный своему Творцу.»
"Сотворение Адама" |
Все кружится, меняется, мелькает,
Но не исчезнет в мире ничего.
И Свет в нас постепенно проникает
Как Высший дар, как наше естество.
Ольга Смирнова-Яценко (специально для RussianArtInSacramento.com)