Цвет моей мечты и краска высоты

«Когда художник подбирает цвет – в душе царит божественное цветение». Эти слова указывают на то, что кисть художника на холсте является концепцией цвета. Цвет воздействует не только на психологическое состояние человека, но и на физиологические процессы. Зная об особенностях каждого цвета, можно вызвать определённые эмоции и ассоциации. Всё что окружает человека влияет на строй его мыслей, на уровень его работоспособности. С цветом работать нужно чрезвычайно осторожно. Он может украсить интерьер, а может испортить, может поднять настроение, а может расслабить, возбудить или испортить аппетит. Дизайнеры прекрасно знают, что в комнате с розовыми стенами ребёнок быстро успокоится и потребность в воспитательных мерах отпадёт сама собой, а в жёлто-оранжевой кухне у него поднимется аппетит. Присутствие синего цвета в интерьере – это изысканность и благородство.
Каждый цвет несёт в себе определённую информацию. По цвету можно определить состояние предмета или природы: синий и голубой, к примеру, – это цвета воды и неба, что вызывает ощущение прохлады и отдохновения. Поэтому использовать их в кухнях и холодных местах не рекомендуется.



Цвета окружают человека в виде ауры, которая отражает картину сознания и психики человека. Существует даже энциклопедия человеческих эмоций, основанная на интуитивном цветопредпочтении человека.

Детей индиго называют детьми нового тысячелетия, детьми Света, будущим планеты Земля. Изучая ауры особо одарённых детей, доктор Тэпп обнаружила, что она имеет ярко синий цвет, фиалковый цвет, который получил название цвета «индиго». Это стало открытием ХХ века и началось пристальное изучение этих детей. По исследованиям Лидбитера голубой цвет ауры символизирует религиозность, а голубые тона цветов выступают у благоговейных и преданных натур. Он утверждает, что чем больше человек жертвует своим «Я» ради служения какому-нибудь делу, тем значительней становятся голубые оттенки. Аура самоотверженных религиозных натур сияет ярко-голубым цветом.

По одному поверью если у человека синие глаза – то первое, что он увидел при рождении – это небо. Синий цвет – цвет первозданности и Гармонии, это цвет чистоты и любви к Богу. Религиозный философ Павел Флоренский считал синий цвет цветом присутствия Божества в мире через его творчество. Борис Пастернак уверенно заявляет о своей любви к синеве. Синий для него был цветом восторга, с которым он мечтал слиться в недоступных высотах, на самой вершине мироздания. Он называл его цветом мечты и краской высоты:

В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Синий цвет имеет три оттенка: это циан, сине-зелёный, голубой цвет и лазурь. Бирюза в переводе с персидского означает «камень счастья». Колечко с бирюзой издавна считалось символом любви.

Бескрайня моря бирюза,
Манит, глубины отражая!

Синий – это цвет моря, прохлады, цвет неба, цвет васильков и незабудок. Как у Мандельштама: К нам - на воды и на леса - Опускаются небеса...

На языке психологии группа синего цвета считается пассивной и обозначает импульсы обращённые внутрь. Они ослабляют шумы, успокаивают и открывают глубину. Синий цвет, как утверждают специалисты, обладает бактерицидным и антисептическим свойством, лечит отёки и ожоги, облысение и ревматизм, головную боль и воспаление глаз. Синий снижает эмоциональность, поэтому деловые переговоры вести лучше всего в костюме синего цвета. Рекомендован для терапии возбудимых, нервных и эмоциональных людей. Не рекомендуется длительное его воздействие, так как может довести до депрессии.

Синий цвет – это цвет интуитивного мышления, посредством которого человек может проникнуть в глубины сознания, а также приблизиться к пониманию устройства мира. Это холодный жёсткий цвет, который смотрит спокойно правде в глаза и видит мир без всяких эмоций и прикрас. Синий цвет даёт нам устойчивость и целеустремлённость, волю и веру в себя.

Функция синего цвета – это управление, как в межличностных отношениях так и на уровне физиологии. Управление ещё имеет и обратную сорону – это жёсткий контроль, который навязывает своё видение мира, оторванное от реальной жизни. Может возникнуть конфликт. Такое вот «горе от ума». Но когда синий перестанет подавлять другие чакры, то это приводит неизменно к обновлению всей энергетики, и как следствие – к исцелению от болезней и омоложению.

В средние века голубой цвет неба противопоставлялся красному цвету ада. Джотто, величайший из красочных символистов, написал фреску, которая изображает отречение от мира Франциска Асизского, где гневный отец одет в красное, как символ страсти, а мантия, которой покрывает епископ святого Франциска – голубого цвета, символизирующая небесный мир.

Считалось, что цвета синей мозаики особенно подходят к украшению храма, так как приводят молящегося в неизъяснимый трепет. Лазурно-небесные своды храма олицетворяли вечную Божественную истину, творческую божественную мудрость и были символом человеческого бессмертия. Индийский бог Вишну родился из голубизны и изображается с телом небесно-голубого цвета. Верховное египетское божество, творец вселенной Кнеф также изображался небесного цвета. Множество колец из голубого камня было обнаружено в коллекциях древностей, принадлежавших египетским воинам. Эти кольца являлись символом клятвы верности, которую давали солдаты.

Лазурь в Греции – это цвет Юпитера, отца богов и людей. Храм и статуя Меркурия были полностью из голубых камней. Небо в Китае – это верховное Божество. Индуский бог Кришна также изображается с голубым телом. Идея синевы у японцев переплетается с ощущением «атмосферы душ», то есть Великого Существа.

Иосиф Флавий описывал и объяснял цвета, которые были приняты при окраске Скинии: гиацинтовый он называл цветом воздуха, а гиацинтовую тиару – цветом неба. И в этом он видел глубокое нравственное толкование. Покрывала израильтян должны были содержать по четырём углам кисточки с гиацинтовыми нитями, как символ верности Божьим заповедям. Тхелет, одежда первосвященника, тоже была небесно-синего цвета и считалась символом воздуха. Блаженный Иероним называл гиацинтовое одеяние первосвященника символом духовной чистоты и целомудрия. А Фома Аквинский считал, что гиацинтовые полосы на покрывале – это символ « устремления небесного», которое должно возглавлять все действия. Синий цвет по Гегелю соответствует «кротости, выражению исполненного ума и душевной тишины...»

По синеве, сквозь синеву пройдусь,
Разлитую вокруг и в небосклоне.
Я искупаюсь в ней и досыта напьюсь,
Как воду пьют, подставив ей ладони.

Ольга Смирнова (специально для russianartinsacramento.com)