Эль Греко "Рождество" |
Когда спорят, можно ли считать Иосифа Бродского христианским поэтом или просто религиозным, то вспоминается его определение Рождества как «универсальной точки отсчёта», которая прекрасно вписывается в его поэтическое мироощущение и является одним из главных сюжетов его творчества:
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.
Иосиф Бродский побил все рекорды, написав 23 стихотворения на тему Рождества. «Поэт такой величины – сказал Ю.Кублановский – вообще не может быть атеистом». И.Бродский считал итальянскую живопись источником вдохновения когда писал стихотворение «Рождественская звезда». Но самое интересное, что одноимённое стихотворение Бориса Пастернака он также считал написанным под вдохновением итальянской живописи: "Я думаю, что источник этого стихотворения тот же, что и Мой, а именно – итальянская живопись".
Нигде пожалуй тема Рождества не дала таких обильных плодов, как в живописи. Начиная с наскальной живописи первых христиан и до полотен модернистов мастера всех времён находят в теме Рождества Христова неиссякаемый источник вдохновения. Эпоха Возрождения явила миру целую плеяду прекрасных полотен, посвященных теме Рождества: это «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля в своей интерпретации и своей характерной трактовкой, и «Поклонение пастухов» Эль Греко со своим автопортретом в роли пастуха, и неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» со множеством животных, разделяющих человеческие чувства, это одноимённые картины Джорджоне и Веласкеса, работы глубоко религиозного христианина флорентийца Сандро Ботичелли, работавшего в Сикстинской капелле Ватикана и крупнейших храмах Флоренции; это светлое и спокойное безмолвие картины «Рождество Христово» Лоренцо ди Креди, а также «Рождество» Тинторетто или.... «Распятие» ? Английские учёные обнаружили недавно, что горизонтальное полотно с названием «Рождество» ранее имело другой сюжет и было вертикальным с названием «Распятие».
Леонардо Да Винчи |
Эль Греко |
Джорджоне |
Лоренцо Креди |
Диего Веласкес |
Тинторетто |
Илья Репин |
Брейгель старший |
Альбрехт Дюрер |
Василий Шебуев |
Джотто |
Лоренцо Лотто |
Рогир ван дер Вейден |
Альбрехт Дюрер, художник немецкой школы, любил изображать и Марию с Иосифом, и волхвов на фоне руин фантастического города. Его Мадонны – это особая история, это Мольба. Мольба о детях, которых он не имел, имея семнадцать братьев и сестёр.
Рождество Христово - это звуки неземной души «Вечернего ангела» Ивана Бунина, и «Любовные лучи золотой звезды» Александра Блока, и «Милая Рождественская дама» Марины Цветаевой, и «гостья-звезда» Бориса Пастернака, и «озарённый тихий лик Марии» Афанасия Фета.
Эта волнующая тема не оставила без внимания и русских художников. Владимир Боровиковский - выдающийся портретист и мастер сентиментального женского образа часто прибегал к религиозным сюжетам. Его «Рождество Христово» - это чудесный серебристый свет хора небесных ангелов, как звуки рождественского вальса, окутывающие всё пространство картины. Наряду с массой картин религиозной тематики у Ильи Ефимовича Репина тоже есть «Рождество Христово», которое относится к шедеврам русской живописи. Есть они и у Виктора Васнецова и Михаила Нестерова. Великолепное и завораживающее, окутанное золотым светом «Рождество Христово» художника Григория Гагарина, «Славословие пастухов» Александра Иванова, своеобразное «Поклонение волхвов» Павла Филонова.
Список этот можно продолжать... И пусть многие живут с пустотой в сердце, не видя ни пещеры, ни Младенца, ни Марии, пусть они не видят и не верят в чудо – оно всё равно совершается и Рождество происходит не смотря ни на что. А Чудо это – встреча Бога с человеком, Временное с Вечным. Это Чудо, свершившееся ОДНАЖДЫ и НАВСЕГДА.
У Чарльза Диккенса есть цикл рождественских рассказов, которые были задуманы как социальная проповедь в художественной форме. Он обращался и к богатым и к бедным, нравственно воздействуя на «исправление богачей» и на улучшение доли бедняков. Этот цикл является настоящим воплощением духа этого волшебного праздника. Праздник Рождества был для писателя временем примирения, когда в самых чёрствых сердцах зарождались искры света и тепла:
«Вот хотя бы и рождественские праздники. Но все равно, помимо благоговения, которое испытываешь перед этим священным словом, и благочестивых воспоминаний, которые неотделимы от него, я всегда ждал этих дней как самых хороших в году. Это радостные дни - дни милосердия, доброты, всепрощения. Это единственные дни во всем календаре, когда люди, словно по молчаливому согласию, свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних, - даже в неимущих и обездоленных, - таких же людей, как они сами, бредущих одной с ними дорогой к могиле, а не каких-то существ иной породы, которым подобает идти другим путем. А посему, дядюшка, хотя это верно, что на святках у меня еще ни разу не прибавилось ни одной монетки в кармане, я верю, что рождество приносит мне добро и будет приносить добро, и да здравствует РОЖДЕСТВО!»
Всё когда-то было решено,
И Младенец с чистыми глазами
Улыбнулся и прижался к Маме…
Вот оно, последнее звено,
Мостик между Вечностью и нами!
Ольга Смирнова. Специально для RussianArtinSacramento.com