Волшебной кисточкой взмахнув...

Yatsenko Art Studio
Рисование – это грандиозный процесс развития – так утверждает современная психология. И не обязательно становиться профессиональным художником. Но в этом колоссальном процессе открывается такая бездна творческих граней, постигая которые мы говорим о развитии индивидуальности и богатом внутреннем мире.

При помощи картинок формируется большинство наших мыслей, фантазий и мечтаний. Когда ребёнок рисует – он думает, он учится рассуждать, пытается выразить свои мысли и чувства, воплощает свои фантазии, передаёт свои внутренние мироощущения. Пабло Пикассо говорил, что «художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». И юному живописцу не всегда важно – нравится это кому-то или нет – он просто познаёт мир, ведёт внутренний диалог с внешним миром. И неважно, что нарисованный удав, проглотивший слона, выглядит как шляпа – совсем как в «Маленьком принце».



Рисование является одной из форм самовыражения. Это проникновение и погружение в самые отдалённые тайники сознания. Это инструмент, с помощью которого воссоздаётся другая реальность. Не всегда ребёнок может выразить словами свои чувства или эмоции, передать цвет или запах – тогда бумага и краски становятся его лучшими друзьями. Рисунки спонтанные, без вмешательства взрослых лучше всего отражают внутренний мир ребёнка и «развёртывают в полную силу дары природы» по мнению современных психологов.

Такой способ самовыражения помогает родителям лучше узнать, чем живёт его дитя, о чём думает, мечтает, как постигает «разноцветность и взаимоотношения вещей в природе» – по выражению Петрова-Водкина. Заботливые родители очень внимательны к творчеству своего малыша, так как оно красноречиво повествует об эмоциональном и психическом его развитии. Поэтому так важно поощрять и хвалить ребёнка, чтобы он не разочаровался оттого, что взрослые не оценили и не поняли его удава – как в трогательной сказке Сент-Экзюпери, где маленький художник отказывается «от блестящей карьеры художника» по настоянию взрослых в пользу истории и географии.

Для малышей рисование – это развитие мелкой моторики, подготовка руки к обучению письма. Это трудолюбие и усидчивость, это дисциплина и в то же время раскрепощение и развитие пространственного воображения. Занимаясь в группе, ребёнок может сравнивать свои работы с чужими, отмечать интересные для себя детали. Так происходит таинство приобщения – к творчеству других художников, известных мастеров и вообще к миру искусства. Развивается аналитическое мышление и способность изобретать.

Рисование – это преодоление неуверенности в себе. Посмотрите, с каким удовольствием и радостью рисуют малыши, без напряжения и разочарований. Процесс рисования неразрывно связан с эмоциями – радости, восторга, удовольствия, восхищения, даже гнева. О великом Рублёве говорили, что он «исполнен радости и светлости». Это тот миг, когда «краской ложится на холст и бунтует фантазия» или по словам другого поэта «веселых красок болтовня, игра волшебного огня».

С каким восторгом, заворожённо смотрел маленький Репин как черно-белый арбуз в азбуке сестрёнки оживал и становился живым, сочным, что хотелось его съесть. Трофим, его двоюродный братишка потом подарил ему эти краски, в которые маленький Репин впивался буквально и его трудно было оттащить. Впоследствии о его манере Крамской так писал: «...он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнёт писать по холсту словно в ярости какой-то».

Рисование помогает взглянуть на мир другими глазами и начинаешь ещё больше любить природу и все её проявления, замечать каждый штрих и восхищаться, открывая для себя её красоту. «Заставить говорить глаза» - по выражению Доминика Энгра. Невольно становишься в процессе рисования и зоологом, и ботаником, постигаешь анатомию, и геометрию, и математику. Подобно тому как маленький пастушок Джотто любовался своим рисунком овечки на камне, с упоением рисовал на песке, а впоследствии стал «светочем флорентийской славы» по словам Петрарки.

Один английский художник настолько обожал рисовать птиц и его рисунки приводили в восхищение зрителя, что это увлечение переросло в профессиональное изучение зоологии и он освоил параллельную профессию.

Или другая известная легенда о знаменитом придворном художнике Александра Македонского,который славился своим фантастическим умением изображать живую природу. На одном из соревнований художников он настолько мастерски изобразил кисть винограда, что на неё слетелись птицы. Как не вспомнить утверждение Константина Юона, что «энергия красок, так же как и энергия формы и экспрессии, несет в себе и энергию воздействия».

Ребёнок в процессе рисования отождествляет себя с героями – сильными и мужественными, умеющими постоять за себя и защитить своих близких. Такая борьба со злом воспитывает лучшие черты характера. Именно борьбой стало искусство для Ван Гога, душевнобольного художника-самоучки с жёлто-синим восприятием жизни: «Искусство – это борьба – говорил он – … лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо... Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка».

Рисование помогает решать многие психологические проблемы, нейтрализуя напряжение в отношениях.Процесс рисования помогает избавиться от страхов – реальных, оставивших глубокий эмоциональный след или воображаемых – тех, которые могут произойти по мнению ребёнка. Рисуя, малыш тем самым даёт выход своим переживаниям, он как бы проигрывает некоторые пугающие или болезненные ситуации, тем самым избавляясь от них. Изображение страха ослабляет его травмирующий эффект. Рисование уменьшает вероятность возникновения страхов.

Дети, которые любят рисовать обладают более развитой фантазией. Они моделируют множество различных ситуаций, в которые могут попасть их герои. Их пространственное мышление отличается большой гибкостью и пластичностью. Они учатся не просто рисовать – они учатся рассуждать, комментировать, сопоставлять, оценивать, анализировать.

Да, рисование – это труд. Огромный труд. Наряду с талантом, который может с помощью трёх-четырёх мазков вызвать из небытия прекрасные образы. Но без того, чтобы «включить упёртость» – никак не обойтись.

Некоторые сравнивают рисование с медитацией, отключаются от внешнего мира. Кто-то находит умиротворение и релаксацию, кто-то наоборот испытывает приливы энергии как, например, гениальный художник-смутьян со скверным характером Амадео Модильяни, что не помешало ему оставивить легендарный шлейф в искусстве длиною в жизнь: «Приступы напряженнейшей энергии охватывают меня целиком, но потом проходят. Что-то плодоносное зарождается во мне и требует от меня усилий».

Если рисование становится больше чем хобби и человек посвящает ему всю свою жизнь, «если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах – по выражению Валерия Брюсова – то душа его все та же, жива и для земли, и для человечества...»

Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво -
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Не бойся в камне прорастать,
Под небосвод подставив плечи.
Пусть без мечты порой и легче -
Не запрещай себе мечтать!

Ольга Смирнова (специально для russianartinsacramento.com)