«Волшебный скипетр вдохновений»

Михаил Врубель. Муза
    Древние греки считали, что блестящие идеи не являлись результатом творчества или мыслительской деятельности, а были даром свыше, дарованы богами или музами. «Да пребудут с тобой музы!» – было любимым выражением древних греков. Любое благое дело или деяние, все самые прекрасные моменты вдохновения сопровождались таким пожеланием. Именно музы – считали греки – влекут к священному Свету скитающуюся и мятущуюся душу.
    В центре Афин даже был построен храм, посвящённый музам. Считалось, что эти «царицы легкокрылые» могут полностью изменить жизнь, их благословляли и давали им обет верности.
    И вот вошла. Откинув покрывало,
    Внимательно взглянула на меня.
    Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала
    Страницы Ада?" Отвечает: "Я!".


    Это строки продолжателя традиций великого Данте – Анны Ахматовой, которая называла Музу и сестрой, и двойником, и палачом в одном из своих забытых стихотворений. Она называла её мукой, от которой хочется избавиться или обузой, от которой легче погибнуть на колесе.

    Во все времена Муза отождествлялась с женским образом, вдохновляющим своей харизмой, своей аурой. Её преданность и жертвенность считались «наивысшим наслаждениеми»; «нетленной богиней» называл её русский поэт Афанасий Фет. Сергей Есенин называл Музу «светлым праздником», Муза Пушкина была «божественным дыханьем» и «святым очарованьем».
    Но только ли это красивый миф далёкого прошлого ? Не слышим ли мы и в наше время выражение «если Муза посетит»? Кто они, эти прекрасные и таинственные незнакомки?
  
Ботичелли.
Образ прекрасной Симонетты
   В одну из таких прекрасных Муз был безнадёжно влюблён великий Сандро Ботичелли. В своих полотнах он обессмертил образ прекрасной Симонетты. Хотя она никогда не позировала ему – но тем не менее является центром почти каждого его полотна – будь то «Рождение Венеры», «Поклонение волхвов» или «Весна». Будучи женой Марко Веспуччи, родственника первооткрывателя Америки, Симонетта была настоящей звездой Флоренции, прозванная «Несравненной» за свою красоту. Этот образ настолько поразил художника, что он считал его идеалом флорентийской Красоты, царицей всемогущего искусства.
    Художник настолько верил в Музу, в озарение, что не стремился и не заботился о богатстве, он даже не создал семьи и не построил дома. Всю свою жизнь он превратил в искусство и был этим счастлив. И его совсем не смущало, что ему приходилось греть руки у чужого костра с такой болезненной страстью.
    Симонетта была центром всех приёмов, празднеств и увеселительных мероприятий, по ней сходили с ума самые знатные правители, но картин художника она так и не увидела. Заболев чахоткой, она скончалась в возрасте 22-х лет, несмотря на усилия самых знатных врачей. Он завещал похоронить себя рядом с Симонеттой, что и было исполнено через 34 года после её кончины. Даже после смерти она вызывала восхищение и по свидетельствам многих очевидцев её смертная красота превзошла ту , которую при жизни называли Непревзойденной.
Дали и Гала
  «Ударом молнии» стала для эксцентричного живописца Сальвадора Дали встреча с Еленой Дьяконовой, которую все называли Гала. Она буквально приворожила его, что-то необъяснимое было в этой внезапно вспыхнувшей страсти. Её нельзя назвать красавицей, но она облада особым стилем и особым женским магнетизмом. "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег", - говорил Дали. 
    Это она сделала усы его фирменным знаком и уговаривала его прибавлять по нолику к стоимости его картин. Это она пробивала все его заказы и сделала имя Сальвадора Дали брендом.
    Он увековечил свою «победоносную богиню» во многих своих работах. Гала даже чудом излечилась от туберкулёза после встречи с живописцем и стала просто расцветать на глазах. Он буквально подарил ей новую жизнь и до самой глубокой старости его бессмертная Муза была здоровой и энергичной. Благодаря ей и её блестящим способностям менеджера Сальвадор Дали стал одним из прославленных живописцев ХХ столетия.
    А вот у Рубенса было две музы. 15 лет прожил он в счастливом браке с тремя детьми с Изабеллой Брант. Её смерть была для него величайшей трагедией. Но спустя четыре года он встретил Елену Фоурмен и влюбился как мальчишка. Ему исполнилось 52, а ей было всего лишь 16, но она так была похожа на ушедшую Изабеллу, что Мастер не смог устоять. Она родила ему пятерых детей и оставалась до конца его дней.
Изабелла Брант
    Елена стала воплощением его стихийной страсти. Белокурая красавица с пышущими здоровьем чувственными формами, цветущая, весёлая. Он обожествлял её и она стала зримым воплощением его идеала Красоты. Её образ заслоняет порой другие стороны мастерства и всей художественной деятельности Мастера, так как Рубенс любил, обожал и бережно охранял свой домашний интимный мир. Елена любила позировать, и красота её как будто расцветала ещё больше. Их дети росли здоровыми, красивыми и сильными.
    Волшебная кисть Мастера превращала Елену то в Андромеду, то в Вирсавию, она была прекрасной Сусанной и Венерой, поражавшей своей чистотой и невинностью, радостью жизни и чувственностью. Рубенса вообще можно назвать счастливчиком. Богатейшие и знатные люди Фландрии делали ему заказы, которые хорошо оплачивались. И, надолго пережив своего супруга, Елена ни в чём не нуждалась благодаря оставленному любящим супругом большому состоянию.
   
Эдуард Мане Портрет Берты Моризо
Лёгкой грустью веет от истории любимой модели Эдуарда Мане – Берты Полин Моризо. Она была французской художницей, представителем импрессионизма. Встретились и познакомились они в Лувре, где Берта копировала Рубенса.
    Эдуарда Мане покорила её техника – лёгкая, изящная, лирическая атмосфера её работ, и в кружке Мане она быстро стала его любимицей. Берта всегда восхищалась работами Мане и называла его гениальным живописцем. Обаяние его личности пленило и покорило её; и как мужчина он её пленил , хотя она и приходила позировать в мастерскую в сопровождении матери. Оставаясь с ним наедине, она всегда держала себя в руках, побуждая его придерживаться строгих правил респектабельного общества, которые сам художник с лёгкостью нарушал.
    Его невысказанная любовь отобразилась в шестнадцати её портретах – красивая, но всегда печальная и меланхоличная. Последний её портрет был написан в год, когда Берта вышла замуж за младшего брата художника, Эжена. Став невесткой Эдуарда Мане, она больше не позировала, хотя внесла большой вклад в изучение и сохранение творчества Эдуарда Мане. Ею было написано более 860 картин и в жизни многое ей удалось: она успешно сочетала семью, дружбу, карьеру, оставаясь верной своим убеждениям.
    Английская пословица утверждает, что «за каждым великим мужем стоит великая женщина». И чего бы стоили харизматичные идеи Сальвадора Дали или нежная романтика Сандро Ботичелли без этих великих женщин. Именно благодаря Камилле работы Клода Моне обрели шумный успех, а благодаря Саскии – этой музе с характером, волевой и решительной – семья великого Рембрандта смогла выбраться из нищеты. Пабло Пикассо просто боготворил свою русскую балерину- аристократку Ольгу Хохлову, хотя и непросто всё было в этих отношениях...
    Разные эпохи и времена... Но трудно представить себе мировое наследие без этого ценнейшего вклада, именно творчество этих великих людей обрело вечную жизнь ; и неизвестно – остались бы они на страницах истории, если бы не повстречались однажды со своими Музами.
Ольга Смирнова (специально для нашего сайта)