И жалею, и зову, и плачу

Непризнанный гений с даром от бога,
Смертью забытый сидит у порога.
И снова в глазах промелькнет вдохновение
И снова творит до изнеможения.


Как часто история бывает несправедлива к личносятм, внёсшим весомый вклад в развитие человечества и оставившим навечно свои имена на страницах истории.

Волшебство индивидуальности 
Весь киномир знает Рустама Хамдамова - создателя оригинального ассоциативного, метафорического и визуального киноязыка. Выдающийся сценарист, режиссер и художник, человек большой внутренней культуры. Стены комнаты великого итальянца Лукино Висконти, в которой он умер, были украшены рисунками Рустама. И в живописи, и в кино, и в графике Хамдамов – Художник, которого называли гением с самой юности. Как же он оказался забытым гением, будучи удостоенным Гран-при «Культурное достояние нации»?








«Линии Рустама Хамдамова – музыка незаконченности.Из туфельки, начертанной сотню раз, воображение неминуемо дорисует образ. Сотню образов.Безличие почти одинаковых женщин, Чудом Мастерства, превращается в волшебство индивидуальности. Множатся, как в зеркале женские лики, подчиняя себе мир невесомый, неведомый. Мир, в котором жизни, в прямом понимании, нет – невозможно дышать в абсолютной Красоте, обычный человек в таком мире задыхается. Обычному, надо все утяжелить, чуть исковеркать, немного надломить, тогда – комфортно, привычно.

Наброски-картины-миры Хамдамова, для тех немногих, кто без оскорбления, но с отчаянием может воскликнуть «Господа! Вы звери!», и спрятавшись в бесполезно-красивый шифон, подчинится грохоту и скрежету обезумевшего трамвая мчащегося в Никуда... Смотришь на карандашные линии оставленные волшебной рукой художника, и понимаешь, что погружаешься в его же движения, без чувств, без желания проникнуть в тайну, расшифровать секретный код… Смотришь просто – чтобы смотреть, ведь глаз не оторвать!Хамдамов заколдовывает невесомым совершенством, погружает в свои фантазии… Изумляет чистотой, наполняя воздух флёром духов с несущетсвующим ароматом…»/Александра Панфилова/.

Неудачник по имени Ван Гог 
Один из преуспевающих артдилеров антикварной фирмы «Гупиль» по имени Винсент Ван Гог решил бросить торговлю картинами и взять в руки кисть, пройдя серьезную школу и став настоящим экспертом в живописи.«Находясь в окружении картин, — позже напишет он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью».

Совместно с младшим братом Теодором, директором того же «Гупиля» они разработали грандиозный бизнес-проект, который предполагал прибрать к рукам весь рынок авангардной живописи. Для этого предприимчивые братья вывели формулу коммерческого успеха, которая звучала так: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса».

Новоиспеченный художник стал настоящим трудоголиком, его называли «скучным трудягой». Теодор обеспечил ему полный пансион с лучшими кистями и красками.«В искусстве надо работать, как несколько негров, и спускать с себя кожу», — говорил он.

Но шли годы, а настоящий успех всё не наступал . Забыться помогала полынная настойка с названием абсент. Это уже после, в ХХ веке врачи обнаружили, что абсент содержит галлюциногены, разрушающие нервную систему. Ван Гог узнал об этом будучи в психиатрической клинике с отрезанной мочкой уха. После заключения врачей с меткой «выздоровел» - он снова за этюдом и снова на природе. Заботливым Теодором был подарен револьвер для отпугивания надоедливых ворон, который и произвел роковой выстрел как признание творческой несостоятельности.
   
Портрет доктора Гаше
Но то, что произошло потом, спустя 100 лет, вряд ли можно назвать более жестокой насмешкой над художником: «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога стал абсолютным рекордом аукционных торгов в Нью-Йорке, цена которого составила 82 миллиона долларов!

«Метафоричный реализм» русского Сальвадора Дали 
Картины одного из лучших художников-сюрреалистов Владимира Куша поражают до глубины души, приковывают взгляд, их можно рассматривать часами, вглядываясь в каждую деталь или подолгу смотреть, будто читая книгу.На его картины-загадки и картины-метафоры можно смотреть бесконечно, но разгадать их невозможно.Сам художник не согласен с таким определением и свой стиль называет «метафоричным реализмом». Его отец-математик Иван Куш привил сыну любовь к чётко очерченным формам предметов и поэтому пренебрежение к форме отталкивало Куша от других популярных направлений в искусстве несмотря на необычные комбинации и совершенно нереальные ситуации его картин.











Художник родился в Москве и получил художественное образование, но сюрреализм оказался на родине ненужным и Куш эмигрировал в США. По протекции одного бизнесмена из Франции, заметившего талант художника, была устроена экспозиция в Гонконге, которая и сделала его по-настоящему знаменитым. В настоящее время художник является признанным мастером сюрреализма и у него 4 собственных галереи в США.

Джузеппе Арчимбольдо - забытый гений эпохи Возрождения 
ЛичностьДжузеппе Арчимбольдо сравнима лишь с великим Леонардо Да Винчи. Всю свою недолгую жизнь он был потрясающим художником, инженером, учёным, дизайнером. Прославился просто фантастическими портретами, выполненными из овощей, фруктов, цветов, минералов, кастрюль, книг, военных орудий, огромного разнообразия животных и предметов. Создавал необычные по замыслу картины-перевёртыши, которые превращались из портрета в натюрморт при повороте на 180 градусов. Организовывал маскарады и празденства, придумывал различные хитроумные сооружения. Прославился тем, что предвосхитил появление сюрреализма в искусстве.








Оба итальянских гения активно творили и даже в судьбах их много общего: оба были детьми мастеров и далеко не знатного рода, занимались творчеством во всех известных в то время областях, вплоть до военной техники.

Забытый гений 
«Крестьянского сына» Николая Харитонова в настоящее время помнят только потомки художника и специалисты-искусствоведы, хотя за рубежом и называют «русским классиком». Блестящий портретист императорской России, иконописец и ученик Репина. Двадцать художников оспаривали право писать Шаляпина, но великий бас выбрал именно Харитонова. 46 портретов серии посвященной белому офицерству – самая большая прижизненная коллекция. Умер мастер за рубежом и был забыт в России. В настоящее время его работы на аукционе Сотбис стоят десятки тысяч долларов.







Ольга Смирнова (специально для RussianArtinSacramento.com)