Не такая уж большая редкость рисующий писатель или же художник, обожающий литературное творчество и берущийся за перо. Репин, Гёте, Лермонтов, Рерих, Киплинг, Пушкин, Микеланджело, Гоголь. Этот список можно продолжать до бесконечности: от протопопа Аввакума и до наших современников. Глубинная связь искусства и литературы существовала всегда, даже у древних греков существовала така мифологическая модель: Аполлон и музы.
Обращение к литературному творчеству русского живописца Перова можно считать закономерным, так как он часто задумывался о том, что картина не может вместить всё то, что хотел бы рассказать в ней художник, кроме явлений моментальных и неподвижных.
Перов был тонко чувствующим, внимательным, глубоко понимающим литературу писателем. Без знания психологии писателя он не смог бы написать целый ряд портретов писателей, так как здесь слиты воедино и внешний, и внутренний творческие образы писателя. Во время работы над портретом Достоевского он каждый день его навещал и заставал в самых различных состояниях и настроениях, беседовал, вызывал на спор, подмечал самые характерные выражения лица писателя. Не зря портрет Достоевского считают «минутой творчества Достоевского».
Литературные произведения Перова появлялись в печати лишь на короткое время и поэтому его литературное наследие плохо сохранилось. Есть у него рассказ с названием «Тетушка Марья», где он описывает историю написания картины «Тройка»: «Это была не простая деревенская старушка, каких мы встречаем так много, нет — это было типичное олицетворение беспредельной любви и тихой печали; в нем было что-то среднее между идеальными старушками в картинах Рафаэля и нашими добрыми старыми нянями, которых теперь уже нет на свете, да и вряд ли когда-либо будут им подобные..».
Русский и французский живописец Юрий Анненков – значительное и нтересное явление в русской культуре начала 20-го века, как в живописной так и в искусстве слова. Художник и график, деятель театра и кино, литератор, крупная фигура русского авангарда. Илью Репина считал одним из самых почитаемых мастеров. Широко известна его обширная галерея живописных и графических портретов деятелей русской культуры. В 70-х годах иллюстрировал книги Александра Солженицына.
Литературные произведения художника Константина Коровина обратили внимание яркостью и незаурядным литературным мастерством и талантом. Впервые он выступил в печати когда ему исполнилось 68 лет. И когда его спросили «Как вы стали писателем?» он ответил, что во время болезни он лежал в постели и не мог больше ничем заниматься как только закрыть глаза и видеть Россию, её народ, её природу, своих друзей, близких и не очень. И всё оживало в его воображении и хотелось взять в руки перо и написать. К тому же его сын Лёша находился в больнице с тяжёлым психологическим срывом и чтобы отвлечь его от грустных мыслей Коровин посылал ему короткие рассказы для поднятия духа. Он читал свои рассказы маленькому Феде Шаляпину а также дочери известного историка Ключевского.
Есть у него рассказ с названием «Первая любовь»:
«У крыльца дома, где я жил, - большая бочка, полная капельной воды. Я и Тата, девочка из соседнего дома лет десяти, смотрим в бочку. Замечательно. Видно небо, как бегут облака. Я вижу себя и Тату. Когда пальцем взволновать воду, все делается смешно, так забавно прыгают глаза, нос, наши лица.
У Таты на голове маленькая шапочка пирожком и белый воротничок на жакетке. У Таты матовое лицо, темные, как слива, глаза, большие ресницы. И когда она смотрит на меня, то часто мигает ими. Тата так нравится мне, что выразить нельзя. Тата такая хорошенькая, и я близко смотрю на нее, потом опять в бочку и говорю ей:
- Тата, можно вас поцеловать?..
Тата посмотрела на меня, часто замигала ресницами и сказала:
- Не знаю, я спрошу маму...
Я подумал: «Ну вот, мама, наверное, скажет, что нельзя».
Изобразительное творчество Михаила Лермонтова конечно же уступает литературному, но тем не менее его одарённость очевидна. По свидетельству одного из его родственников А.Шан-Гирея Лермонтов начал рисовать раньше, чем писать стихи. После гибели Пушкина, которая стала поворотным моментом в его судьбе, талант Лермонтова и его творческий потенциал раскрылись наиболее полно и как поэта, и как художника. Сохранились его живописные портреты декабриста Муравьёва, Одоевского, акварельный портрет А.Столыпина. Интересны его пейзажи, написанные маслом.
Литература сопровождала Константина Юона все этапы его жизни. Он испытывал потребность обращения к литературному творчеству помимо художественного и относился к своей литературной работе с большой ответственностью. Пушкина он просто боготворил:
И ключ родного языка
В Твоих твореньях сбережется;
Для всех – пример Ты на века,
В ком сердце творческое бьется!
Русскую природу он любил «по-пушкински», пейзажи создавал «по-пушкински», мечтал писать стихи тоже «по-пушкински», хотя больше известен как писатель-беллетрист с мемуарными заметками, учебными трактатами и критическими статьями.
Достаточно широко известно литературное наследие Константина Рериха: его художественная проза, стихи, публицистика. Всё его творчество, о чём бы он ни писал, пронизано гуманистическими идеями. Идея его рассказа «Иконный терем» - прославление творчества. Самоотверженного, честного и высоконравственного: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце, наипаче же хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением».
Никого не оставляют равнодушным рассказы канадского писателя и художника Эрнеста Сетона Томпсона: весёлые и грустные, трогательные, добрые, занимательные. Они настолько свободолюбивы и поучительны, что захватывают не одно поколение читателей.
Музыкант и художник Андрей Макаревич в своих зарисовках тонко чувствует ритмы жизни, иронично беседует с читателем, радуясь и удивляясь самым неожиданным сторонам человеческого бытия. Есть у него небольшая повесть с названием «Евино яблоко», где вихрем проносятся времена, отношения мужчины и женщины, доброта и жестокость, коварство и любовь, верность, зависть, обустройство мира:
«Егору досталось расти в странное время. Про время это написаны книги, сняты фильмы, наворочены горы вранья. Но запах его, дыхание его помнят только те, кто это время застал, кто дышал его воздухом. Огромная неповоротливая страна то грозила миру атомной бомбой, то осыпала золотым дождем новорожденные африканские страны, жители которых только-только вышли из джунглей. А своих сыновей держала в черном теле, и ничего, ловко у нее это получалось, и не было ни богатых, ни бедных, ибо если нет богатых, то как поймешь, что бедные — все, и недосягаемым верхом благосостояния считалась машина «Волга» и дачный участок в шесть соток, и все говорили немножко не то, что думают, и делали немножко не то, что хотелось, и ходили на партсобрания, и дружно поднимали руки, одобряя исторические решения съезда, и панически, безмолвно боялись власти, и занимали пять рублей до получки, и возвращали в срок, и смирно стояли в бесконечных очередях за кефиром, докторской колбасой и портвейном «Кавказ», и банку сайры можно было увидеть только в праздничном продуктовом заказе по спецраспределению, а книгу «Три мушкетера» получить, сдав двадцать килограммов макулатуры…»
Сказка французского художника, писателя-сюрреалиста, сценариста и телережиссёра Ролана Топора «Принцесса Ангина» заставляет взглянуть на мир по-другому. Она вихрем увлекает в мир головокружительной игры, бурной фантазии и странных сновиденческих образов на грани абсурда. Сумасшедшие персонажи с безумными разговорами. Алиса в стране чудес отдыхает. Одни считают его творчество махровым сюрреализмом, другие – задокументированным безумием.
Но как бы то ни было - творческие люди, делясь палитрой своих чувств и эмоций, обогащают наш мир, делая его красочным и разнообразным.
Обращение к литературному творчеству русского живописца Перова можно считать закономерным, так как он часто задумывался о том, что картина не может вместить всё то, что хотел бы рассказать в ней художник, кроме явлений моментальных и неподвижных.
Перов был тонко чувствующим, внимательным, глубоко понимающим литературу писателем. Без знания психологии писателя он не смог бы написать целый ряд портретов писателей, так как здесь слиты воедино и внешний, и внутренний творческие образы писателя. Во время работы над портретом Достоевского он каждый день его навещал и заставал в самых различных состояниях и настроениях, беседовал, вызывал на спор, подмечал самые характерные выражения лица писателя. Не зря портрет Достоевского считают «минутой творчества Достоевского».
Ольга Смирнова-Яценко |
Русский и французский живописец Юрий Анненков – значительное и нтересное явление в русской культуре начала 20-го века, как в живописной так и в искусстве слова. Художник и график, деятель театра и кино, литератор, крупная фигура русского авангарда. Илью Репина считал одним из самых почитаемых мастеров. Широко известна его обширная галерея живописных и графических портретов деятелей русской культуры. В 70-х годах иллюстрировал книги Александра Солженицына.
Литературные произведения художника Константина Коровина обратили внимание яркостью и незаурядным литературным мастерством и талантом. Впервые он выступил в печати когда ему исполнилось 68 лет. И когда его спросили «Как вы стали писателем?» он ответил, что во время болезни он лежал в постели и не мог больше ничем заниматься как только закрыть глаза и видеть Россию, её народ, её природу, своих друзей, близких и не очень. И всё оживало в его воображении и хотелось взять в руки перо и написать. К тому же его сын Лёша находился в больнице с тяжёлым психологическим срывом и чтобы отвлечь его от грустных мыслей Коровин посылал ему короткие рассказы для поднятия духа. Он читал свои рассказы маленькому Феде Шаляпину а также дочери известного историка Ключевского.
Есть у него рассказ с названием «Первая любовь»:
«У крыльца дома, где я жил, - большая бочка, полная капельной воды. Я и Тата, девочка из соседнего дома лет десяти, смотрим в бочку. Замечательно. Видно небо, как бегут облака. Я вижу себя и Тату. Когда пальцем взволновать воду, все делается смешно, так забавно прыгают глаза, нос, наши лица.
У Таты на голове маленькая шапочка пирожком и белый воротничок на жакетке. У Таты матовое лицо, темные, как слива, глаза, большие ресницы. И когда она смотрит на меня, то часто мигает ими. Тата так нравится мне, что выразить нельзя. Тата такая хорошенькая, и я близко смотрю на нее, потом опять в бочку и говорю ей:
- Тата, можно вас поцеловать?..
Тата посмотрела на меня, часто замигала ресницами и сказала:
- Не знаю, я спрошу маму...
Я подумал: «Ну вот, мама, наверное, скажет, что нельзя».
Изобразительное творчество Михаила Лермонтова конечно же уступает литературному, но тем не менее его одарённость очевидна. По свидетельству одного из его родственников А.Шан-Гирея Лермонтов начал рисовать раньше, чем писать стихи. После гибели Пушкина, которая стала поворотным моментом в его судьбе, талант Лермонтова и его творческий потенциал раскрылись наиболее полно и как поэта, и как художника. Сохранились его живописные портреты декабриста Муравьёва, Одоевского, акварельный портрет А.Столыпина. Интересны его пейзажи, написанные маслом.
Литература сопровождала Константина Юона все этапы его жизни. Он испытывал потребность обращения к литературному творчеству помимо художественного и относился к своей литературной работе с большой ответственностью. Пушкина он просто боготворил:
И ключ родного языка
В Твоих твореньях сбережется;
Для всех – пример Ты на века,
В ком сердце творческое бьется!
Русскую природу он любил «по-пушкински», пейзажи создавал «по-пушкински», мечтал писать стихи тоже «по-пушкински», хотя больше известен как писатель-беллетрист с мемуарными заметками, учебными трактатами и критическими статьями.
Достаточно широко известно литературное наследие Константина Рериха: его художественная проза, стихи, публицистика. Всё его творчество, о чём бы он ни писал, пронизано гуманистическими идеями. Идея его рассказа «Иконный терем» - прославление творчества. Самоотверженного, честного и высоконравственного: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце, наипаче же хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением».
Никого не оставляют равнодушным рассказы канадского писателя и художника Эрнеста Сетона Томпсона: весёлые и грустные, трогательные, добрые, занимательные. Они настолько свободолюбивы и поучительны, что захватывают не одно поколение читателей.
Музыкант и художник Андрей Макаревич в своих зарисовках тонко чувствует ритмы жизни, иронично беседует с читателем, радуясь и удивляясь самым неожиданным сторонам человеческого бытия. Есть у него небольшая повесть с названием «Евино яблоко», где вихрем проносятся времена, отношения мужчины и женщины, доброта и жестокость, коварство и любовь, верность, зависть, обустройство мира:
«Егору досталось расти в странное время. Про время это написаны книги, сняты фильмы, наворочены горы вранья. Но запах его, дыхание его помнят только те, кто это время застал, кто дышал его воздухом. Огромная неповоротливая страна то грозила миру атомной бомбой, то осыпала золотым дождем новорожденные африканские страны, жители которых только-только вышли из джунглей. А своих сыновей держала в черном теле, и ничего, ловко у нее это получалось, и не было ни богатых, ни бедных, ибо если нет богатых, то как поймешь, что бедные — все, и недосягаемым верхом благосостояния считалась машина «Волга» и дачный участок в шесть соток, и все говорили немножко не то, что думают, и делали немножко не то, что хотелось, и ходили на партсобрания, и дружно поднимали руки, одобряя исторические решения съезда, и панически, безмолвно боялись власти, и занимали пять рублей до получки, и возвращали в срок, и смирно стояли в бесконечных очередях за кефиром, докторской колбасой и портвейном «Кавказ», и банку сайры можно было увидеть только в праздничном продуктовом заказе по спецраспределению, а книгу «Три мушкетера» получить, сдав двадцать килограммов макулатуры…»
Сказка французского художника, писателя-сюрреалиста, сценариста и телережиссёра Ролана Топора «Принцесса Ангина» заставляет взглянуть на мир по-другому. Она вихрем увлекает в мир головокружительной игры, бурной фантазии и странных сновиденческих образов на грани абсурда. Сумасшедшие персонажи с безумными разговорами. Алиса в стране чудес отдыхает. Одни считают его творчество махровым сюрреализмом, другие – задокументированным безумием.
Но как бы то ни было - творческие люди, делясь палитрой своих чувств и эмоций, обогащают наш мир, делая его красочным и разнообразным.
Ольга Смирнова-Яценко