Стал лавровый венок венцом терновым

Что мы знаем о странностях и безумствах великих гениев? «Великого ума не может быть без примеси безумия» – сказал однажды Шопенгауэр. Вот уж поистине безумие – это смысл, разбитый вдребезги. «Все мы рождаемся сумасшедшими – говорил один из героев пьесы Сэмюэля Бекетта – только кое-кто им и остаётся».
    Исследования подтверждают, что более всего подвержены психическим недугам люди творческих профессий. Современные психиатры убеждены, что любая творческая личность непременно страдает отклонениями в психике, а гениальным творцам и вовсе они присущи , и даже помогают создавать шедевры. Знаменитый живописец Миньони провёл в лечебнице для умалишённых 14 лет и взявшись снова за кисти по совету врача, расписал все стены больницы великолепными картинами из истории графа Уголино. Они были настолько реальны, что одна пациентка стала бросать куски мяса туда, где была изображена сцена голодной смерти несчастных отца и сына. Говорят, что жирные пятна остались до сих пор.

    Становится не по себе когда думаешь о том, что знаменитые люди, изменившие ход истории и подарившие миру свои бессмертные творения, имели неутешительный диагноз в своей медицинской карте и отличались большими странностями. Один только внешний вид Сальвадора Дали вызывал оторопь. Он считал, что не только его творчество должно шокировать окружающих, но и его поступки. Он был королём эпатажа, ярким и колоритным. Выгуливал своего муравьеда на золотой цепочке по летнему Парижу, причём в меховом манто и в шляпе, увенчанной тухлой селёдкой.
    Однажды он явился на лекцию в водолазном шлеме и костюме для подводного плавания. Студенты были шокированы его нарядом, на что он спокойно ответил, что в таком виде ему будет удобнее достигать глубин своего подсознания, о которых он собирается поведать слушателям. Без подобного хулиганства, шалостей и буйной фантазии не было бы наверное его гениальных картин.
    История полна странностей, нелепостей и причуд великих живописцев. И относительно колорита, и самих фигур. Один художник изображая брак в Кане Галилейской, великолепно нарисовал всех апостолов, только вместо фигуры Христа появился огромный букет цветов. Известен случай, когда один живописец-алкоголик лишился всякой способности различать цвета. И до такого совершенства довёл употребление только одной белой краски на своих картинах, что стал первым во всей Франции художником-пейзажистом зимних и северных пейзажей.
    Иногда даже люди не испытывавшие никакой абсолютно склонности к искусству, вдруг начинают являть творческие шедевры. Один викарий, не имея никакого малейшего понятия об архитектуре, начал выстраивать из папье-маше и картона удивительно изящные и грандиозные модели храмов и прочих архитектурных сооружений. А два друга из города Перуджио, вместе лечившиеся в одной лечебнице, поражали своей безумной фантазией художника, творя из глины необыкновенные фигуры: цветы, листья, головы людей, птиц, животных. И сделано это было в высшей степени оригинально. Несмотря на то что один был кузнецом, а другой – скорняжных дел мастером.

    Вот уж поистине «мир – это госпиталь неизлечимых больных», как сказал мудрый Сенека. У каждого человека есть этот нераскрытый материк человеческих талантов, который каждый может в себе раскрыть, только нужно знать это время. Ван Гогу было поставлено около 150 диагнозов, но он творил до самой смерти, хотя и никакого интереса его картины не вызывали. Он нищенствовал и порой голодал, до такой степени, что иногда ел свои краски. Но именно в такие периоды появились его бессмертные шедевры и именно его манера послужила основой многих работ современных художников-мультипликаторов. Как тут не вспомнить Генриха Гейне, который творчество называл болезнью души, подобно той, какой жемчужина является для моллюска.

    По мнению одного американского психолога наличие гена шизофрении является одним из стимулов творческой одарённости. Он считает, что Эйнштейн обладал этим геном. Всем известен факт, что в детстве он страдал одной из форм аутизма и был с большими странностями. Лёгкой формой аутизма страдал и великий Микельанджело.

    Многие работы Франциско Гойи, мрачного гения испанского романтизма – это не только дерзостное порождение его буйной фантазии. Многие его призраки, привидения, ведьмы, оборотни имели вполне человеческие лица, странно смешиваясь с чертами друзей и врагов. Это путешествия по самым заповедным уголкам человеческой души. Он изучал природу демонов с юных лет и знал о них намного больше, чем знатоки-демонологи состоявшие при инквизиции. Его реальность – и странна, и страшна. Привычные законы и границы в них не действуют. На одной из картин он сделал надпись:"Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес". В конце своей долгой жизни Гойя расстался с разумом и погрузился в черноту звуков и красок.

    Вазари рассказывал о живописце Спинелли, который после множества бесплодных попыток наконец нарисовал Люцифера во всём своём безобразии. Когда работа была закончена, главный персонаж являлся художнику во сне укоряя его в том, что он изобразил его настолько уродливым. На протяжении многих лет этот образ преследовал Спинелли, буквально доводя его до самоубийства. Или другой художник так долго упражнялся в рисовании змеевидных линий, что они мерещились ему и днём и ночью, превращаясь в настоящих змей. Это настолько мучило его, что он не раз пытался утопиться.


    Что же касается вдохновения – это просто вереница странностей. К Никколо Паганини приходило композиторское вдохновение только после длительного концерта на кладбище. Английского писателя Гоутона вдохновение посещало только когда он орудовал ножом или ножницами, в результате чего был обструган не один стол и изрезано не одно кресло. Бетховен для ясности мысли опрокидывал себе на голову ведро с холодной водой, а Вагнер в ожидании вдохновения раскладывал на стульях и креслах яркие куски шёлка, брал их поочерёдно в руки и восторгался ощущениями в ожидании звуков новой музыки. Гениальный изобретатель Никола Тесла почему-то приходил в ужас от женских волос, жемчуга, серёжек и не сел за один стол с женщиной ни разу в жизни.


    Психическими проблемами страдал и Анри Матисс. Он страдал от бессонницы и депрессии, рыдал во сне и часто просыпался с воплями. Однажды у него появился страх ослепнуть, хотя врачи убеждали его, что у него нет никаких глазных болезней и волноваться не о чём. Но он им не верил и даже освоил игру на скрипке, в случае если потеряет зрение и нечем будет зарабатывать на жизнь. Перед каждым сеансом рисования у него возникало непреодолимое желание кого-нибудь придушить, а сам процесс творчества у него ассоциировался с вырезанием опухоли у больного без наркоза.


    В оковах своей гениальности оказался и великий русский живописец и страдалец Александр Иванов. Долгие годы проведя на чужбине, как монах в своей келье, 25 лет посвятил он труду всей своей жизни, картине "Явление Христа народу". Но доставив этот драгоценный подарок своим соотечественникам понял, что все его труды были напрасны. Поник головой гениальный художник и не выдержал тяжести этой ноши, хотя и был сыном всеми любимого и уважаемого профессора Академии художеств. Он стал нелюдимым и подозрительным, ему казалось что у него воруют вещи, деньги. Он был уверен, что его хотят отравить, поэтому сам варил себе кофе, сам ходил за водой и провизию покупал каждый раз в разных лавках. Он ел всегда с опаской, а хлеб всегда носил в карманах. Даже Гоголь обличал его постоянно в его странностях, чтобы предотвратить слухи о помешательстве художника.

    Тернистым был путь многих гениев, даже баловней судьбы. Но несмотря ни на что – талант и гений остаётся в веках и тысячелетиях. Не каждому удалось и удаётся стать человеком-легендой, оставившим людям Красоту.

Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты.....
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Ольга Смирнова специально для russianartinsacramento.com